Рождество Пресвятой Богородицы

20140921-DSC_013121 сентября православные верующие встречают праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Воскресную Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Лавры возглавил иерарх Иерусалимской Православной Церкви митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис). Ему сослужили архимандрит Никита (Марков), архимандрит Исидор (Минаев), протоиерей Геннадий Бартов, протоиерей Владимир Шульга,   протоиерей Бидзина Гуния, братия монастыря и клирики епархий Русской Православной Церкви.

После окончания Божественной Литургии, с архипастырским словом к братии и прихожанам Александро-Невской Лавры обратился митрополит Тимофей (Маргаритис). В нем он отметил, что для него служение в Троицком соборе Лавры является трепетным и волнительным событием. По словам Владыки, он учился в свое время в стенах Ленинградской Духовной Академии, проходил первое служение в сане иеромонаха, был здесь возведен в сан архимандрита митрополитом Никодимом (Ротовым).

Образование в Академии дало ему не только богословское образование, но и преподнесло урок жизни, как для верующего, в годы гонений на Церковь. Высокопреосвященнейший Тимофей отметил, что это опыт дал ему понимание того, что «Бога надо любить всем сердцем и не нужно бояться показывать нашу веру в него, проповедовать Христа не только словами, но и своим поведением».

Иерусалимская Церковь, по замечанию иерарху, связана с Русской Православной Церковью узами братства, любви и сотрудничества с древних времен. Русская Церковь имеет Духовную миссию на Святой Земле, русские паломники большими группами посещают Святые Места, поэтому Церковь Иерусалима всегда имеет вдохновение и радость благочестием русского народа и поэтому может нести свое послушание в сложной политической ситуации между палестинцами и израильтянами.

Владыка призвал на всех присутствующих обильное Божие благословение, полученное от Гроба Господня, который является источником Воскресения каждого христианина.

Служба праздника Рождества Пресвятой Богородицы совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина.

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

Текст и фото — Александро-Невская Лавра