Рождественская вечерня в Александро-Невской Лавре

Рождественская вечерня совершена 7 января в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. По традиции на вечернее богослужение в этот день собралось духовенство епархии, чтобы соборно поздравить правящего архиерея и друг друга со светлым праздником явления в мир Младенца Христа.

Праздничную атмосферу событию добавил колокольный звон пятнадцати благовестов звонницы собора, раздававшийся над центром города и приглашавший верующих на совместную молитву.

Вечерню возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Петергофский Амвросий, наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией, епископы Царскосельский Маркелл, Гатчинский и Лужский Митрофан, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятели храмов, старейшие клирики епархии.

За богослужением молились настоятельницы монастырей Санкт-Петербургской митрополии, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, вице-губернатор Игорь Дивинский, другие представители законодательной и исполнительной власти города.

Архиепископ Амвросий от имени духовенства и мирян поздравил правящего архиерея с Рождеством Христовым.

«В нынешнюю рождественскую ночь Церковь воспевала: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». Но первым, Кто поклонился земле, был Христос Спаситель. В стихире Рождества Христова сказано, что Он снисхождением Своим преклонил Небеса. Небеса стали на колени перед землей. В обычной мирской жизни человек мудрый и смиренный первым испрашивает прощения у другого человека. И в ответ всегда другой человек, если он тоже мудрый и смиренный, совершает земной поклон, чтобы с тем первым вместе подняться с земли. Господь Своим воплощением проявил удивительное смирение, преклонив Небеса для того, чтобы вместе с Небом поднять падшего человека. И Ему поклонились. На протяжении веков Ему кланялись многие люди: философы, знатные, бедные и богатые, мудрецы и немудрые. Ему кланялись даже те, кто в XX веке в нашей стране сначала разрушали храмы и сжигали иконы, а потом, придя в себя, слезно каялись и просили прощения у Того, Кто пришел на землю ради нашего спасения», — сказал владыка Амвросий.

Он обратил внимание на то, что священники в Церкви должны совершать служения именно так, как написал об этом митрополит Варсонофий в своем рождественском послании. Это нужно для того, чтобы будущие поколения не забывали о Том, Кто пришел к нам ради нас самих: «В нынешнее непростое время от всех нас требуется колоссальные усилия, мудрость, терпение и такое же смирение, которое показал нам Христос Спаситель. Потому что сегодня как никогда Церковь обуревается попытками внести в ее жизнь законы, которые были ей всегда чужды, попытками перенести логику мира сего на церковное устроение, разрушить церковное предание и повести Церковь по другому пути. Мы знаем, что врата ада не одолеют Церковь. Но для этого и мы должны так же служить и трудиться, как призвал нас владыка митрополит в своем рождественском послании».

Владыка пожелал правящему архиерею добрых соработников среди духовенства, монашествующих и мирян, которые своей жизнью, словом и примером могли бы продолжать дела предшествующих поколений, чтобы вся земля и дальше могла поклоняться Господу и петь Его святое Имя.

В ответном слове митрополит Варсонофий поздравил присутствовавших с Рождеством Христовым. «Сегодня мы совершили великую вечерню и еще раз поклонились Богомладенцу Христу, — сказал он. — Из Евангелия мы знаем, как происходили события рождения Спасителя. Мы знаем, что Господь, хоть и родился в пещере, не был долго в безвестности. Буквально через несколько минут после рождения ангелы возвестили о пришествии в мир Спасителя пастухам, которые находились возле этой пещеры и охраняли скот. Конечно, это были не простые пастухи, они пасли жертвенный скот, который готовился для закола в Иерусалимском храме. Это были люди, близкие к храму (как наши иподиаконы, пономари и алтарники, которые живут церковной жизнью и находятся в курсе церковных событий). Эти пастухи, бодрствуя на природе, размышляли о наступлении мессианских времен, потому что об этом говорили в храме, этого ожидали. И когда они размышляли об этом, совершился Промысл Божий. В нужное время в нужном месте от Девы Марии родился Христос — Спаситель мира. Пастухи первыми пошли в Иерусалим и возвестили о том, что видели и слышали ночью. Конечно, об этом узнали Анна Пророчица и Симеон Богоприимец, которые вскоре увидели Младенца, когда Мария с Иосифом принесли Его в храм».

«Мы видим сегодня икону Младенца Христа, но знаем, что отсюда, из Вифлеема, начался Его путь на Голгофу, — продолжил владыка. — Мы знаем, что Он пришел, и вскоре люди отправили Его на крест, где Он претерпел страдания, муки, погребение и воскресение. Рождение Христа было необычно еще и тем, что Он пришел на землю не для того, чтобы обрести здесь какое-то человеческое счастье, наслаждаться земной жизнью, Он пришел в наш мир, чтобы умереть за каждого из нас. В Своем смирении, в Своей любви Господь победил многотысячелетнюю историю человеческого греха и беззакония, всяких неправд, той пустоты, которая была без Него. И Господь даровал всем нам Спасение».

Митрополит отметил, что обязанностью всех современных пастырей является благовествовать миру о Рождестве, пришествии Спасителя, чтобы люди обращали внимание на это великое явление в истории человечества, когда Сам Господь сошел с Неба на землю, чтобы поднять всех людей с земли на Небо.

«Человек может стать богом по благодати, если приобщится благодати Божией. Как мы будем с вами проповедовать, жить и подавать пример людям, так и они будут приходить ко Христу. Многое зависит от нас, от нашей жизни, нашего поведения, смирения и любви. Поэтому хотел бы поблагодарить всех владык и духовенство, которое в силу своих способностей, сил и возможностей трудится ради одной задачи — приводить людей ко Христу! Желаю всем помощи Божией в дальнейших трудах и заботах о вечном спасении нашей паствы!» — заключил архипастырь.

Свято-Троицкий собор был построен по проекту Ивана Старова, утвержденному императрицей Екатериной II, и освящен в 1790 году. Из Благовещенской церкви в него перенесли серебряную раку с мощами святого великого князя. Убранство собора в 1922 году было разграблено. Большевики изъяли мощи святого Александра Невского, а серебряный саркофаг стал «экспонатом» Эрмитажа. В 1956 году пострадавший от арендаторов и артобстрелов блокадного периода храм вернули верующим. В 1989 году Музей истории религии и атеизма вернул монастырю мощи небесного покровителя Санкт-Петербурга.

Фото Андрей Петров, Юрий Костыгов

ИА «Вода живая»,
07.01.16