Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» | Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала)

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»В нашем храме есть драгоценная для многих верующих людей икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Здесь всегда горит тихий и ровный огонёк лампады, как напоминание о непрестанной молитве о нас Небесной Заступницы Богородицы. В понедельник вечером, в 18:00, еженедельно проходит молебное пение. Люди вместе прославляют милость и заступничество Царицы Небесной, обращаются с просьбами о помощи и благодарностью об исцелении. Тогда освящается вода и вновь происходит чудо нисхождения благодати Божией, которая даёт силы для борьбы с грехом, дарует немощным – исцеления, а исцелённым — радость благодарения!

История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

Икона прославилась в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. «Некто Константин, отчаявшись в победе над врагом и виня в этом Бога, увидел недалеко от себя икону Богоматери и решил в гневе и ожесточении совершить поругание над нею: он разбил икону, бросая камень, а затем началтоптать ногами чтимый святой образ. Но Бог поругаем не бывает! В эту же ночь ему явилась во сне Богородица и сказала:

— Ты учинил Мне великое поругание. Знай, что сделал это себе на погибель.

Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения Константин вместе с другими воинами устремился на стены для отражения неприятеля и, пораженный камнем в голову, пал бездыханный».

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые положили начало пения пред иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». В назидание всем верующим, что всякий ядущий Тело Христово (Принимающий таинство Святого причастия) не умирает, даже если и терпит в жизни множество напастей и скорбей.

Кондак, глас 6

Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якожерече всех, Богородительнице, Питатель.

Прошли века. На святой Руси появилось множество списков чтимых Византийских икон. Среди них была и Никейская икона Богоматери.

В конце 19 века произошло явление Пресвятой Богородицы, которое и положило начало всеобщего почитания иконы «Неупиваемая Чаша». Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды, этот уже опустившийся человек, видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».Не владея ногами и не имея посторонней помощи, без всяких средств к существованию, крестьянин не решил пуститься в дальнее путешествие. Старец-схимник снова явился ему в сонном видении, но солдат снова не послушался. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. Так прополз он весь день и поздно вечером остановился на ночлег в одном селении. Сердобольная старушка-хозяйка, которая приняла солдата, чтоб облегчить его боль, омыла, отерла и растерла согнутые окровавленные ноги, и уложила путника на печь. Ночью страдалец почувствовал приятное ощущение в больных ногах, от чего проснулся и попробовал встать. Он чуть-чуть смог удержаться на них. В следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на два, а затем на один костыль, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь города Серпухова, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда некто вспомнил икону с изображением Чаши, которая висела в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! А в явившемся в сонном видении схимнике отставной солдат узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря, изображение которого увидел. Образ был с честью перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, но и перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из Серпухова, окрестных сёл и деревень, а через некоторое время и изблиз лежащих губерний. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга и возблагодарить Владычицу за оказанную им милость исцеления.

В конце 19 века в центре города Серпухова при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости, а затем несколько таких обществ в промышленных городахпо всей России. Каждое воскресеньепри большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.

Упоминания о иконе в церковной литературе 19 века (кроме нескольких местных статей) отсутствует. Можно предположить о распространении информации из уст в уста и при помощи «Александро-Невских листков».

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. Икону перенесли в кафедральный Никольский собор и сделали 8 списков. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание иконы возобновилось в 80-х годах ХХ века. В 1992 году московский иконописец Александр Соколов, по благословению настоятеля Высоцкого Серпуховского монастыря, написать ныне известную во всем православном мире икону «Неупиваемая чаша.Здесь впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

В 1990-е годы шла работа по открытию Храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, первым настоятелем которой стал о.Пахомий.Прихожане вновь открытого и действующего храма Воскресения Христова, бывшего Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости, страждущие недугом пьянства, обратились с просьбой к прихожанину иконописцу и реставратору написать список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Список был написан Голубевым Сергеем Ивановичем в 1992 году. Тогда было положено возобновитьмолебные пения с чтением акафиста и освящением воды в помощь страждущим различными страстями. Среди верующих Санкт-Петербурга начался духовный подъём. Молебны служились практически на коленях со всеобщим пением, совершались чудеса исцеления и полного отказа от пагубных привязанностей, икона временами источала миро. Люди в благодарность о исцелении и с просьбой о помощи украшали образ Богородицы драгоценными дарами.

Такие молебны продолжаются и поныне. Каждый понедельник, всякий верующий в помощь Богородицы, приходя в храм, находит утешение и получает благодатную помощь и исцеление своих страстей и пагубных влечений.

Добавить комментарий