В нашем храме есть драгоценная для многих верующих людей икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Здесь всегда горит тихий и ровный огонёк лампады, как напоминание о непрестанной молитве о нас Небесной Заступницы Богородицы. В понедельник вечером, в 18:00, еженедельно проходит молебное пение. Люди вместе прославляют милость и заступничество Царицы Небесной, обращаются с просьбами о помощи и благодарностью об исцелении. Тогда освящается вода и вновь происходит чудо нисхождения благодати Божией, которая даёт силы для борьбы с грехом, дарует немощным – исцеления, а исцелённым — радость благодарения!
История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».
Икона прославилась в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. «Некто Константин, отчаявшись в победе над врагом и виня в этом Бога, увидел недалеко от себя икону Богоматери и решил в гневе и ожесточении совершить поругание над нею: он разбил икону, бросая камень, а затем началтоптать ногами чтимый святой образ. Но Бог поругаем не бывает! В эту же ночь ему явилась во сне Богородица и сказала:
— Ты учинил Мне великое поругание. Знай, что сделал это себе на погибель.
Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения Константин вместе с другими воинами устремился на стены для отражения неприятеля и, пораженный камнем в голову, пал бездыханный».
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые положили начало пения пред иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». В назидание всем верующим, что всякий ядущий Тело Христово (Принимающий таинство Святого причастия) не умирает, даже если и терпит в жизни множество напастей и скорбей.
Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якожерече всех, Богородительнице, Питатель.
Прошли века. На святой Руси появилось множество списков чтимых Византийских икон. Среди них была и Никейская икона Богоматери.
В конце 19 века произошло явление Пресвятой Богородицы, которое и положило начало всеобщего почитания иконы «Неупиваемая Чаша». Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды, этот уже опустившийся человек, видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».Не владея ногами и не имея посторонней помощи, без всяких средств к существованию, крестьянин не решил пуститься в дальнее путешествие. Старец-схимник снова явился ему в сонном видении, но солдат снова не послушался. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. Так прополз он весь день и поздно вечером остановился на ночлег в одном селении. Сердобольная старушка-хозяйка, которая приняла солдата, чтоб облегчить его боль, омыла, отерла и растерла согнутые окровавленные ноги, и уложила путника на печь. Ночью страдалец почувствовал приятное ощущение в больных ногах, от чего проснулся и попробовал встать. Он чуть-чуть смог удержаться на них. В следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на два, а затем на один костыль, он добрался до Серпухова.
Придя в женский Введенский Владычный монастырь города Серпухова, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда некто вспомнил икону с изображением Чаши, которая висела в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! А в явившемся в сонном видении схимнике отставной солдат узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря, изображение которого увидел. Образ был с честью перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, но и перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из Серпухова, окрестных сёл и деревень, а через некоторое время и изблиз лежащих губерний. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга и возблагодарить Владычицу за оказанную им милость исцеления.
В конце 19 века в центре города Серпухова при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости, а затем несколько таких обществ в промышленных городахпо всей России. Каждое воскресеньепри большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.
Упоминания о иконе в церковной литературе 19 века (кроме нескольких местных статей) отсутствует. Можно предположить о распространении информации из уст в уста и при помощи «Александро-Невских листков».
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. Икону перенесли в кафедральный Никольский собор и сделали 8 списков. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.
Почитание иконы возобновилось в 80-х годах ХХ века. В 1992 году московский иконописец Александр Соколов, по благословению настоятеля Высоцкого Серпуховского монастыря, написать ныне известную во всем православном мире икону «Неупиваемая чаша.Здесь впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях.
В 1990-е годы шла работа по открытию Храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, первым настоятелем которой стал о.Пахомий.Прихожане вновь открытого и действующего храма Воскресения Христова, бывшего Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости, страждущие недугом пьянства, обратились с просьбой к прихожанину иконописцу и реставратору написать список чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Список был написан Голубевым Сергеем Ивановичем в 1992 году. Тогда было положено возобновитьмолебные пения с чтением акафиста и освящением воды в помощь страждущим различными страстями. Среди верующих Санкт-Петербурга начался духовный подъём. Молебны служились практически на коленях со всеобщим пением, совершались чудеса исцеления и полного отказа от пагубных привязанностей, икона временами источала миро. Люди в благодарность о исцелении и с просьбой о помощи украшали образ Богородицы драгоценными дарами.
Такие молебны продолжаются и поныне. Каждый понедельник, всякий верующий в помощь Богородицы, приходя в храм, находит утешение и получает благодатную помощь и исцеление своих страстей и пагубных влечений.