В Неделю 2-ю по Воскресении Христовом, Антипасху, 19 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель архимандрит Исидор (Минаев) с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, протоиерей Геннадий Бартов.
На малом входе клирик храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово иерей Константин Ступников был возведен в сан протоиерея.
После богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.
«Событие Воскресения Христова сильно потрясло не только Иерусалим, но и апостолов, и жен-мироносиц, которые всегда были рядом со Христом и не могли поверить, что Он умрет. И, конечно, Господь говорил им много слов, предупреждал, что Ему придется пострадать и умереть, но они это глубоко не воспринимали. Когда это свершилось, они были в полном унынии — думали, что Христос даст им внешнее освобождение. А Господь прошел через страдания, крест и смерть, чтобы даровать людям освобождение от греха, проклятия и смерти. Но они этого еще не осознавали: некоторые пошли из Иерусалима по домам, некоторые в страхе и трепете еще оставались в городе, а некоторые искали возможность встретиться со Христом — это были жены-мироносицы, апостолы Петр и Иоанн».
Владыка обратил внимание на то, что истинная вера не требует безусловных доказательств: «Мы видим два пути к Воскресшему Господу — путь апостола Иоанна Богослова и путь апостола Фомы. Вера и неверие — это серьезные вещи, это либо жизнь, либо смерть, другого не дано. Апостол Иоанн, когда услышал от жен-мироносиц, что Христос воскрес, побежал ко гробу. И когда вошел во гроб, понял, что Он действительно воскрес. Почему он это понял? Потому, что ему сердце подсказывало. Он находился возле Голгофы, возле Христа во время крестных страданий, и видел, что Господь взошел на крест исключительно добровольно — это Его жертвенная любовь распиналась. И он понимал, что любовь выше смерти. И когда он вошел во гроб, увидел одни пелены, ему было все ясно — Христос действительно воскрес. Ему подсказало сердце, и он возрадовался сердцем, что так случилось».
«Когда среди учеников не было апостола Фомы, и ему рассказали о произошедшем, он сказал — пока я опытно, своими глазами не увижу Христа, не поверю, — напомнил митрополит. — Это другой путь познания Христа — путь ума. Но Господь такое познание не отвергает, и в сегодняшний день специально является для апостола Фомы. И просит его, чтобы он подошел и вложил пальцы в Его раны. И тогда апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Господь сказал: блаженны те, которые не видят меня и веруют. Это, конечно, относится ко всем нам — мы будем более блаженны, если будем веровать, не видя Христа, в Его Воскресение и в Него как Бога, как Сына Божия».
Правящий архиерей напомнил, каким образом укрепляется в человеке вера: «Господь сказал — «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Как говорится, ни прибавить, ни убавить, все здесь ясно: хочешь спастись — веруй, не хочешь спасаться — не верь, никто никого не заставляет. Хочешь погибнуть — погибай, хочешь спасаться — надо веровать. И мы должны укреплять нашу веру. Она укрепляется, конечно, чистотой жизни. Гордость, порочная жизнь ослабляют веру, а чистая, богоугодная жизнь возвышает, вера возгорается. Поэтому надо искать веру. Сказано — ищите и найдете. Искать ее надо в своем сердце».
«Один послушник долго жил в монастыре, и вера у него стала ослабевать, — продолжил архипастырь. — И он решил пойти к одному старцу, пришел к нему и сказал об этом. Он ответил — ты приходи денька через три, мы с тобой поговорим. Приходит через три дня, снова спрашивает — как веру возжечь? Старец отвечает — знаешь что, приходи через четыре дня, я потом с тобой поговорю. Приходит через четыре дня, ему старец опять — приходи через пять дней, мне сейчас некогда. И когда он пришел в следующий раз, старец ему сказал — у тебя вера есть, ты столько ходишь, это показатель, что вера в тебе живет. У меня такой веры нет, как у тебя. Так что ты не сомневайся — все нормально, вера у тебя есть, веруй в Господа горячей верой».
В заключение митрополит Варсонофий призвал молящихся свидетельствовать о вере делами: «У некоторых бывает холодная вера, как у бесов — они тоже верят, но никакого результата это им не приносит. А горячая вера превращается в дела, дела по вере, поэтому мы должны укреплять веру и подтверждать ее свидетельством жизни по этой вере. Тогда вера будет распространяться, как заря, по всей нашей земле».
В ответном слове настоятель поблагодарил владыку за совместную молитву и подарил ему декоративное пасхальное яйцо.
Храм Воскресения Христова был построен по проекту Германа Гримма и Густава фон Голи стараниями всероссийского Александро-Невского общества трезвости и освящен в 1908 году митрополитом Антонием (Вадковским). Главный придел посвящен Воскресению Христову (престольный праздник — Неделя Антипасхи), правый — святителю Николаю Чудотворцу, левый — святой царской семье Романовых. Храм является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством, реставрируется.
ИА «Вода живая»,
19.04.15