Пели хор собора под управлением Светланы Румянцевой и смешанный хор СПбДА под руководством Раисы Гундяевой.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери и копией Годеновского креста, 9 сентября принесенной в Санкт-Петербург.
В молитвенном шествии участвовали вице-губернатор Борис Пиотровский, депутат Госдумы Михаил Романов, глава администрации Центрального района Елена Федорова, священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане — всего 55 тыс человек.
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невской лавре.
Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Патриарха архимандрит Алексий (Туриков), иерей Павел Ермошкин, братия лавры в священном сане.
«Позвольте мне от всей полноты Санкт-Петербургской митрополии сыновне поздравить вас с престольным праздником нашего храма, где вы сегодня совершили Божественную литургию, — с праздником перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, — сказал митрополит Варсонофий, приветствуя Патриарха Кирилла. — Это произошло двести девяносто девять лет назад, на следующий год мы будем праздновать 300-летие. Вот так оказались мощи святого Александра Невского здесь, в новой столице Российской империи, для духовного укрепления всех жителей Санкт-Петербурга и всей России. Благодарим вас, Ваше Святейшество, за труды по украшению нашего города и Александро-Невской лавры. Эти места близки и дороги вам: здесь вы учились, были ректором, здесь совершилась ваша хиротония, отсюда началась ваша пастырская и архипастырская жизнь. Мы ценим ваши труды: в этом году нам целиком отдали Благовещенский храм, по вашим трудам, заботам, молитвам случилось чудо — нам передали раку святого благоверного князя Александра Невского. Это великое историческое событие, свидетелями которого мы сегодня являемся. Мы сердечно благодарим за все заботы, которые вы несете и о Русской Православной Церкви, и, в частности, о нашей Санкт-Петербургской епархии и Александро-Невской лавре, которая вступила в период глубоких преобразований. Идет большая реставрация всех объектов, и за три года предполагается все здесь привести в самый лучший вид. Сегодня вся наша паства благодарит вас за ваши заботы, ваши труды и за то, что вы возглавили эти торжества. Идет большой крестный ход от Казанского собора, которому мы пойдем навстречу. Это великое шествие к Богу. Мы желаем помощи святого Александра Невского в вашем первосвятительском служении на благо нашей Церкви и Отечества. Вы вдохновляете, особенно в наше время, на патриотическое служение весь наш народ. Все слушают вас и участвуют в огромном подвиге, который несет сегодня наша страна. Желаю вам помощи Божией в дальнейших трудах и заботах о Русской Православной Церкви».
«Позвольте поблагодарить вас от имени братии за ваше первосвятительское посещение, — сказал епископ Вениамин, приветствуя Патриарха Кирилла. — Сегодня, в праздник перенесения мощей святого Александра Невского, было очень радостно сослужить вам, причаститься, соединиться в единой Чаше Евхаристии и через призму вашего служения прикоснуться к радости Христовой. Личность святого князя Александра Невского крайне значима в нашей истории. Его труды, его подвиги стали, как говорится в Евангелии, «солью» соединения Русского государства. Его жертвенная любовь к народу есть духовный подъем и символ духовного возрождения нашей Святой Руси. Еще раз благодарим вас, Ваше Святейшество, за прекрасное, доброе, любящее отношение к нам. Пусть Господь бережет, хранит вас. Помните, что здесь есть маленький островок монашествующих, которые любят вас, всегда молятся за вас и радуются вашим трудам и победам. Многая вам и благая лета!»
Владыка Вениамин подарил Патриарху Кириллу икону рождества святого Александра Невского.
«Сегодня совершенно особый день, о котором могли только мечтать мы, ленинградцы, петербуржцы, когда приходили в еще закрытую Александро-Невскую лавру, — сказал Предстоятель в первосвятительском слове. — Хорошо помню свое посещение лавры до 1957 года, то есть до знаменитого фестиваля молодежи и студентов в Москве, который и послужил поводом для замечательного человека, имя которого я не помню. Это был уполномоченный Совета по делам религий в городе Ленинграде, и он был скрытым, но подлинным сыном Церкви. Воспользовавшись тем самым фестивалем, который предполагалось провести в Москве, он добился открытия Троицкого собора Александро-Невской лавры, говоря перепуганным городским партийным начальникам: «Ну, а вдруг сюда нагрянут делегации — мы что, эти руины покажем??» И слышал в ответ: «Так мы же не успеем отреставрировать!» — «Не страшно, там уже службы будут идти, иностранцы зайдут, а мы скажем: вот до чего довели предыдущие поколения, а мы восстанавливаем». Вот такой был замечательный человек, и в результате лавра была открыта. Я уже рассказывал когда-то, как пришел сюда вместе с мамой вскоре после открытия. Помню кучу мусора, пыль по всему собору, грязь, но православные женщины со швабрами, с тряпками уже приводили в порядок Троицкий собор, а потом он явился во всей своей красоте. Но недостаточно эстетически наслаждаться Александро-Невской лаврой. Нужно знать историю, нужно помнить, как много всего здесь произошло. Здесь, в лаврском саду, был предан митрополит Вениамин, владыка Петербургский. Вошла группа людей из соответствующего силового подразделения, чтобы его арестовать, а с ними — Александр Введенский, который потом стал обновленческим «митрополитом». И здесь, в садике, Александр Введенский подходит и говорит митрополиту Вениамину: «Владыка, благословите!» Но владыка его не стал благословлять, а сказал: «Отец Александр, вам это не напоминает Гефсиманский сад?» И тут же был арестован и уже не вышел на свободу — он погиб. Вот такие замечательные люди здесь молились, трудились и передали нам все это духовное сокровище. Сейчас Александро-Невская лавра — это духовный центр Санкт-Петербурга, один из духовных центров Святой Руси. Александро-Невская лавра соединяет в себе и прошлое, и настоящее, здесь воспитывается наша молодежь, здесь духовная академия и семинария, воспитываются регенты, здесь очень активно развиваются все стороны церковной жизни. А для меня как для петербуржца (я всегда себя называл ленинградцем и сейчас не убоюсь этого слова, потому что родился в Ленинграде) это очень радостно. Ведь когда я вижу, как меняются к лучшему облик города, его церковная жизнь, состояние храмов, то, конечно, благодарностью к Богу наполняется мое сердце».
«Хотел бы пожелать помощи Божией вам, Ваше Высокопреосвященство, всему епископату, духовенству, народу, господам губернаторам, а в их лице всей власти, воинству нашему, Балтийскому флоту, — продолжил Предстоятель. — Потому что можно быть очень сильным, могущественным, богатым — и не справиться с теми задачами, которые перед тобой стоят. А сегодня перед Россией стоят не какие-то обычные задачи, связанные с общим ростом и развитием. Сегодня перед Россией стоит задача выйти победительницей из той борьбы, которая против нас развязана силами зла. И не надо преуменьшать сложности переживаемого момента! Сегодня нужна мобилизация всех — и воинства, и политических сил; и, конечно, в первую очередь должна быть мобилизована Церковь. Для того чтобы творить молитву за наши власти и воинство, но также для того, чтобы быть там, на переднем крае, где сейчас наши замечательные полковые священники трудятся и, к сожалению, погибают — но с переднего края не уходят. Кто-то сказал одному из таких священников: «Батюшка, вот там у нас обоз, кухня, медсанчасть, парикмахерская — вам бы туда. Что вы стоите у бруствера? Бахнет — и нет вас». Но батюшка ответил: «Я не парикмахер и не повар — я призван поддерживать в этот тяжелый момент наших воинов, помочь им выйти из бруствера и пойти в атаку». И пять таких священников погибло, потому что они были не в обозе и даже не за бруствером — они пошли в атаку, без оружия, и были убиты. Мы помним их имена, и мы всегда будем за них молиться. Эти герои рядом с нами. Не надо листать страницы истории — и сегодня много героев. В их числе многие священнослужители, которые без всякого страха, с упованием на волю Божию, в самых трудных местах ведения боевых действий осуществляют свое служение. И потому сердце мое болит, когда я думаю и когда молюсь о тех, кто сегодня защищает нашу Родину. И вас всех, мои дорогие, особенно монашествующие братья, призываю к тому, чтобы вы неослабно совершали молитву о властях, о Президенте нашем, Верховном главнокомандующем, и воинстве, что стоит на защите Отечества».
«Санкт-Петербург — это, как теперь говорят, культурная столица. Мне не очень нравится это выражение. Что значит «культурная столица»? Что здесь, музеев больше или культурных людей больше? Петербург — просто столица. Если хотите, имперская столица, историческая столица. А слово «культурная» невозможно привязать к слову «столица» — тем самым вы ограничиваете духовный, политический, интеллектуальный диапазон того места, что собой представляет Санкт-Петербург. Не призываю резко менять фразеологию, но я не согласен с понятием «культурная столица». Петербург больше, чем культурная столица. Это вообще столица, имперская столица России. Сегодня у нас государственная столица — Москва, первый город, но, как я всегда говорю москвичам, Петербург — не второй. Вот давайте с этими мыслями жить, работать, молиться для того, чтобы возрастал наш город, восходил от силы к силе, чтобы укреплялась духовная жизнь, укреплялась вера жителей Петербурга. Потому что, как показывает опыт, именно вера может мобилизовать все силы, свойственные человеку, — и силу разума, и силу воли, и силу памяти. Все силы мобилизуются, когда есть вера. Еще раз хотел бы поздравить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и в Вашем лице весь епископат, все духовенство, весь наш верующий народ, всех жителей родного для меня Петербурга. Особые слова благодарности, признательности и благословения — двум губернаторам, которые сегодня здесь присутствуют.Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского да хранит Господь землю Русскую, грады Москву и Петербург и все веси и грады Отечества нашего от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплеменников, от междоусобныя брани и от всего того, что может ослабить и надорвать силы нашего народа. Нам еще многое нужно сделать не только в масштабах страны, но и, не побоюсь сказать, в масштабах мира, оставаясь силой удерживающей. А Удерживающий — это тот, кто не дает возможность тотальному мировому злу взять верх над всем родом человеческим. И да помогает нам Господь именно так осуществлять великую историческую духовную миссию нашей Церкви, для того чтобы Отечество наше процветало, народ наш духовно укреплялся, а в мире восстановились и мир, и спокойствие, и справедливость», — завершил проповедь Патриарх Кирилл.
Богослужение транслировалось на экране перед храмом и на телеканале «Союз».
«В слове «Петербург» заложено имя «Петр», и многие думают, что речь идет о Петре Первом, потому что он был основателем города, — сказал Предстоятель, обращаясь к крестоходцам. — Совсем не так — речь идет о первоверховном апостоле Петре, в честь которого был назван и сам Петр Первый. А имя «Петр» в переводе с греческого означает «камень». Совсем не случайно Петр Первый назвал новую столицу именно в честь апостола Петра, «камня веры». Император ясно сознавал, что столица будет форпостом России на Западе. Он хорошо знал, что мощные влияния — и культурные, и антикультурные, псевдодуховные — идут оттуда, с Запада. Ведь Петр хорошо знал историю крестовых походов, знал, как под предлогом освобождения святынь крестоносцы грабили Святую землю. Поэтому император сознавал стратегическую, военную и, конечно, духовную роль новой столицы. Ведь одним только оружием нельзя победить врага, особенно если он тебя намного превосходит, — его можно победить силой духа. А для того чтобы дух был сильный, нужна мотивация, нужна опора, и Петр сознавал, что такой опорой является — и в его время, и, как он наверняка прозревал на много-много столетий вперед, для всех последующих поколений россиян — вера православная. И мы с вами наследники этой традиции здесь, в Петербурге, заложенном государем императором Петром Великим. А что это для нас означает? Петр боролся с западными политическими влияниями, направленными на ослабление России, на то, чтобы в какой-то момент оккупировать Петербург. Император все это прекрасно сознавал, поэтому укрепил Петербург. Посмотрите, какие форты были построены — это действительно поразительные инженерные сооружения, они и сейчас стоят как новенькие. Форты закрывали вход в Петербург, создавали мощную систему обороны. Не верил Петр в доброту соседей, поэтому Петербург стал и столицей, и крепостью. Но для того чтобы никакие влияния интеллектуальные, а лучше сказать, псевдоинтеллектуальные, псевдокультурные, псевдодуховные, не разрушали внутреннюю силу нашего народа, не разрушали его самосознание, Петр сделал новую столицу и столицей Русской Православной Церкви. Из Владимира, тоже некогда столицы Руси, сюда были перенесены мощи Александра Невского — для того чтобы подчеркнуть связь времен, а главное, духовную преемственность с предшествующими поколениями. Создав современный европейский город, Петр направил на Запад эту духовную силу, полученную через преемство, в надежде на то, что Русь навсегда останется православной, духовно сильной, политически и экономически независимой».
«С тех пор многое произошло, — продолжил Святейший Патриарх. — Страна наша претерпела страшные катаклизмы, войны. Некоторые говорят, две мировые войны, но это неправильно. А 1812 год — разве не мировая война? Вся Европа, объединенная Наполеоном, двинулась на Россию, чтобы ликвидировать эту силу. И хорошо сознавали и государь император Александр I, и Михаил Илларионович Кутузов, и князь Багратион, что надо стоять насмерть — и победили врага. Ну, а затем? Ничто не может разрушить государство, если оно обладает внутренней силой. Вот и были запущены лжеидеи, на основании которых люди призывались к тому, чтобы свергнуть и разрушить государственны0й строй. Причем как разрушить? Как сказано в песне, ставшей гимном этого движения, мы этот мир до основания разрушим — до основания! — и построим новый. Как же это возможно: построить новый мир, разрушив до основания тысячелетнюю традицию, культуру, духовную силу народа? Страшный вызов был брошен нашей идентичности, нашей подлинности. Но святитель Московский Филарет написал книгу, которая называется «Катехизис». Это краткое изложение православной веры, которое изучают в семинариях и воскресных школах, и есть там определение того, что есть Промысл Божий или попечение Бога о людях. И говорится, что Промысл Божий — это сила, которая и дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Так и случилось в нашей стране. Страшные события — разрушение империи, великой страны; казалось бы, все погибло навсегда! А потом началась страшная война, потребовавшая мобилизации всех духовных сил народа, и обратился к нему верховный главнокомандующий со словами: «Братья и сестры!» Не товарищи, не господа — братья и сестры! Понимал бывший семинарист, чтó в этот момент надо сказать, и попал в точку. Отозвались люди на этот призыв, и мы победили. С большими жертвами, но победили».
«Когда мы говорим о сегодняшних достижениях нашей страны, мы, конечно, радуемся тому, что происходит. Как ленинградец, родившийся в 40-е годы, сразу после войны, я хорошо помню центр нашего города, разбитые от ударов авиационных бомб здания, и поэтому особенно радуюсь, когда посещаю Петербург. Город не только залечил раны — он давно это сделал, — каким прекрасным, красивым он стал сейчас! И дай Бог, чтобы Петербург был таким и далее, чтобы он своей судьбой, своей духовной силой соединял прошлое с настоящим, проводил эту невидимую, но очень важную линию преемства от наших пращуров, прадедов, дедов, отцов к нынешним поколениям. Ну, а чтобы было так, мы ведь должны за что-то держаться. Нужно идти, а жизненный путь не всегда освещен ярким солнечным светом. Я имел возможность посетить и Заполярье, и Антарктиду: когда начинается сильный ветер, там бывает ничего не видно, так что в двух шагах от дома можно заблудиться и погибнуть. Для того чтобы люди могли перемещаться, прокладываются специальные канаты, и каждый, кто выходит, держится за них, чтобы идти, куда следует. Страшная пурга, которая может погубить человека, — разве это не образ перипетий мировой истории? И ведь для того чтобы пройти через все эти трудности, нужен такой канат. Мы знаем, что никакие идеологии не выдерживают испытания временем. Как я уже говорил, одно-два поколения — и все закончилось. Но вера Христова существует уже две тысячи лет! А православный Петербург — триста лет, и нет никаких признаков умаления этой духовной силы. Поэтому я как Патриарх сегодня обязан обратиться ко всем жителям родного для меня Петербурга. Храните веру православную, в нейже наше спасение и спасение всей России. Храните Отечество наше, оберегайте его, а когда наступает время защищать Отечество, идите на его защиту, как шел Александр Невский, как шли государь император Петр Великий и многие другие выдающиеся дети России. Мы должны любить Отечество, заботиться о нем, ограждать от врагов внутренних и внешних, созидать благополучную жизнь для нынешнего и для будущих поколений. И все будет именно так, если не забудем самого главного — того, что мы православный народ, мы православные петербуржцы и на нас особая ответственность хранить и веру, и достоинство Отечества нашего, и работать для того, чтобы спокойной, мирной, благополучной была жизнь наших детей, внуков и правнуков. Храни Господь град Петров, Церковь здесь пребывающую и всех вас, мои дорогие братья и сестры! Аминь», — завершил проповедь Патриарх Кирилл.
«Сегодня в нашем городе большой праздник, — сказал губернатор Александр Беглов. — Это праздник не только нашего города, но и всего православного христианского мира. Мы чтим память святого Александра Невского как нашего великого святого, как полководца, как государственного деятеля. Двести девяносто девять лет тому назад Петр Первый перенес мощи святого Александра Невского в Санкт-Петербург. С этого момента святой князь стал небесным покровителем нашего города. В этом году Санкт-Петербургу исполнилось триста двадцать лет, но ни разу вражеская нога в него не вступала».
Градоначальник выразил благодарность участникам СВО, поблагодарил Патриарха Кирилла за заботу о нашем городе и за участие в крестном ходе. Он провозгласил, что серебряный ковчег — часть гробницы святого Александра Невского, хранившийся в Эрмитаже, — перенесен в Благовещенскую церковь.
Состоялось чествование участников СВО.
К могилам кавалеров ордена Александра Невского курсантами роты почетного караула при Военной академии связи были возложили венки.
Богослужения и крестный ход транслировал телеканал «Санкт-Петербург». Комментировали трансляцию руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова и доцент СПбДА, настоятель храма апостолов Петра и Павла при СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин.
На территории Александро-Невской лавры состоялся концерт.
День 12 сентября неразрывно связан с историей России. В 1724 году, желая увековечить победу в Северной войне, основатель города на Неве император Петр I велел перенести сюда из Владимира мощи святого. Позже, по указу императрицы Елизаветы Петровны, день перенесения мощей святого Александра Невского стал общероссийским праздником, а в Санкт-Петербурге был учрежден крестный ход. До 1917 года от Исаакиевского собора по Желаю главной городской магистрали совершалось шествие до Александро-Невской лавры, этот день был выходным. Традиция, прерванная в годы советской власти, возобновилась во время торжеств 300-летия монастыря в 2013 году. В нынешнем году исполнилось десять лет ее возобновления.
ИА «Вода живая»,
12.09.23